Решение о внедрении единой системы маркировки и прослеживаемости товаров в России было принято в конце 2017 г. Его подкрепил успешный опыт нанесения электронных RFID-меток на меховые изделия: в результате эксперимента легализовались более 20% участников рынка, а продажа шуб, законно ввезенных на территорию страны, выросла в разы.
С одной стороны, сама идея маркировки для участников оборота не нова: задолго до введения общей системы маркировки производители наносили на этикетку данные о составе продукта, условиях хранения или сроке годности. С другой стороны, на отечественном рынке технологий печати не было готовых решений для работы в системе «Честный ЗНАК», а оборудование и ПО зарубежного производства (например, от швейцарской компании SICPA) требовало адаптации к нуждам российского бизнеса.
Создавая технологии маркировки, разработчики «ТрекМарк» руководствовались не только мировым опытом, но и особенностями каждого отдельного производства. Для этого команда обследовала площадку, изучала технологический процесс заказчика, ассортимент и особенность его продуктов. Итогом стала разработка нескольких линий оборудования и программного решения, выполняющего все операции системы «Честный ЗНАК», которые за 2 года были установлены на десятках производственных площадок России, Болгарии, Румынии и Беларуси.
Обязательная маркировка вводится в стране поэтапно (для табака, лекарств и обуви - с 1 июля 2020 года, для молочной продукции – с января 2021 года). Ей предшествует пилотная (экспериментальная) фаза – период подготовки к внедрению системы прослеживаемости.
Эксперимент дает российскому бизнесу возможность тщательно подобрать технологию маркировки и проверить ее в промышленных условиях, а интегратору – погрузиться в особенности производства и максимально адаптировать решение к нуждам клиента.
Площадка
«ТрекМарк» ведет пилотный проект по внедрению системы маркировки на одном из известнейших молокоперерабатывающих заводов России. Его производство расположено в здании из нескольких этажей. Каждый из них занимает линия по производству и фасовке молочных продуктов в различные виды упаковки: лотки, стаканчики, картонные коробки, жестяные банки и т.д.
Продукт компании, пользующийся наибольшим спросом, фасуют следующим образом: помещают в картонные коробки, которые затем снимают с конвейера, охлаждают и вручную упаковывают в групповую тару – по 27 упаковок в короб. Подготовка 3-х коробов занимает 1 минуту.
Задача команды инженеров «ТрекМарк» - внедрить техническое решение по маркировке без потери производительности и при минимальном вмешательстве в технологический процесс.
Сериализацию планировалось производить с помощью каплеструйного принтера, который напрямую наносит уникальные товарные коды на упаковку.
Агрегация должна была производиться на двух условиях: не вносить значительные изменения в технологический процесс и обеспечивать считывание и агрегацию кодов минимум в 3-х коробах в минуту.
Для выполнения поставленной задачи инженерная команда «ТрекМарк» создала модульное решение, включающее несколько элементов:
Созданная в рамках эксперимента, система агрегации стала универсальным оборудованием, способным легко встроиться в существующую фасовочную линию на площадке заказчика и считывать коды с упаковки любого типа: от картонных коробок до брикетов из фольги.
Такое оборудование необходимо производству, где: