«ТрекМарк» стал первым в стране интегратором, внедрившим решение по маркировке молочной продукции «под ключ». Площадкой проекта по отработке технологии нанесения кодов стал молочный завод животноводческого комплекса «Вакинское Агро». Продукция предприятия с маркировкой, нанесенной по технологии «ТрекМарк», уже продается в магазинах «Магнит».
Заказчик
Животноводческий комплекс «Вакинское Агро» называют мегафермой. Предприятие занимается растениеводством, выращивает собственные корма для поголовья, насчитывающего 6 000 животных, и самостоятельно перерабатывает молоко более 3 000 коров.
В 2015 году на базе комплекса появился завод-автомат с проектной мощностью 120 тонн молока в сутки - одно из самых современных предприятий в Рязанской области. Завод выпускает молоко, сливки, питьевые и ложковые йогурты, сметану и линейку биопродуктов под брендом «ЭКОВАКИНО».
Проект
Команда «ТрекМарк» работала над внедрением технологии маркировки молочной продукции на производственной линии завода «Вакинское Агро» в течение нескольких месяцев.
Для инженеров «ТрекМарк» этот проект не был просто экспериментальным: на продукты «ЭКОВАКИНО» наносились реальные коды маркировки, после чего товары отправлялись на продажу в розничный магазин, и их покупатели могли расшифровать коды с помощью приложения «Честный ЗНАК».
Два раза в неделю ритейлер «Магнит» размещал заказы на маркированные товары «ЭКОВАКИНО», поэтому каждый этап маркировки (от получения кодов до запуска продукции в коммерческий оборот) предстояло довести до автоматизма.
Для выполнения этой задачи «ТрекМарк» предоставил заводу решение «под ключ»: автоматизированную систему управления процессами маркировки «xТрек: Молочная продукция» и аппаратный комплекс для нанесения и распознавания средств идентификации.
Система маркировки на заводе внедрялась следующим образом.
«ТрекМарк» установил на производственной площадке:
На сервере и рабочей станции завода установили программное обеспечение третьего уровня «xТрек: Молочная продукция».
Затем инженерная команда «ТрекМарк» наладила выполнение важнейших операций:
В процессе отработки технологии маркировки инженеры «ТрекМарк» обучали производственный персонал завода эксплуатации агрегационного оборудования, правильному нанесению этикеток с помощью аппликатора и другим операциям.
7 апреля завершилось двухдневное обучение специалиста «Вакинского Агро» работе с решением «xТрек: Молочная продукция». Оператор ПО научился самостоятельно заказывать коды, производить сериализацию и агрегацию молочной продукции на производстве, отправлять отчеты об использовании кодов, отправлять уведомления об агрегации и вводе продукции в коммерческий оборот. Обучение проходило в дистанционной форме.
Выбор оптимального расположения этикетки на ПЭТ-бутылке
В ходе проекта возник вопрос: на какой части бутылки лучше разместить этикетку с DataMatrix-кодом. Важно было учесть жизненный цикл кода и продукта в технологической цепочке на производстве и в товаропроводящей сети до момента покупки конечным потребителем.
Первый вариант – нанести код на имеющуюся этикетку – усложнял процесс агрегации. Он предполагал установку дополнительного устройства позиционирования бутылки или нескольких камер технического зрения на участке агрегации.
Второй вариант – прямое нанесение кодов на крышку бутылки – требовал, чтобы крышка была контрастной или проходила дополнительную обработку. Прямое нанесение средства идентификации на имеющуюся крышку каплеструйным или термоструйным принтером не всегда обеспечивает достаточную контрастность для гарантированного считывания кодов в товаропроводящей сети. В случае использования лазерного маркиратора пришлось бы наносить праймер, но это подразумевает дополнительные технологические процессы и затраты, а целостность кода после циклов охлаждения и нагрева продукта на производстве могла бы нарушиться при транспортировке.
Специалисты «ТрекМарк» пришли к выводу, что оптимальным решением будет наклеить этикетку с кодом на крышку бутылки - так маркировка не замедлит производственный процесс при скорости конвейера 7-16 м/мин – и подобрали такое сочетание материалов этикетки, клея и красящей ленты, которое обеспечивает устойчивость печати и сохранность кода на всем жизненном цикле продукта и не позволяет отклеить этикетку без разрушения кода.
Сохранность этикетки и кода в технологическом процессе была проверена на цикле нагрев-охлаждение-нагрев, в процессе движения продукции на складе и штабелирования на паллеты. И практические тесты, и лабораторные испытания показали, что код не стирается и не повреждается.
Кроме того, упаковка продукции в термоусадочную пленку (в блоки по 6 бутылок) не вызывает обратный перенос красителя, то есть код не блекнет и не отпечатывается на пленке, и коды уверенно считываются в групповой упаковке под пленкой.
Процесс агрегации тоже достаточно прост: коды сверху считывает мобильная станция агрегации, которая может поочередно работать на разных участках производства.
Благодаря комплексному подходу к интеграции системы нанесения и считывания кодов и готовности коллектива «Вакинское Агро» активно её осваивать «ТрекМарк» успешно внедрил систему маркировки на одном из крупнейших молочных комплексов в стране.